Загрузка флеш...
Главная / О тибетском мастифе / Легенда Тибета
ЛЕГЕНДА ТИБЕТА

Тибет многие столетия оставался для европейцев закрытой страной, и его народ многие сотни лет жил традиционно, практически не меняя уклада и ритма своей размеренной жизни. Поэтому аборигенные породы вошли в ХХ век в своей первозданной, девственной красоте.

Самобытность Тибета пострадала сравнительно недавно. Во время культурной революции в коммунистическом Китае, когда от голода и репрессий погибли тысячи коренных жителей, было разрушено большинство монастырей, подорван традиционный уклад жизни. К счастью, многотысячелетний мир устоял. Сохранились и собаки. Сейчас поголовье тибетских мастифов в Китае растет. Более того, в последнее время они стали для китайцев предметом роскоши и престижа, сравнимым, по их словам, с антиквариатом или дорогими автомобилями.

Стоимость хорошего китайского тибетского мастифа может достигать нескольких миллионов юаней! Как сказал один из ведущих заводчиков китайских тибетских мастифов: «Тибетские мастифы, как Сталин и Мао, – для меня это сопоставимые величины!» Конечно, это сравнение может покоробить, но оно очень красноречиво.

Тибетские мастифы по праву занимают почетное место среди самых древних и чистых пород собак мира. Последние открытия генетиков показали, что породы собак, вышедшие из Тибета – самые древние и являются более близкими родственниками волка, чем те породы, которые фенотипически похожи на волков. Помимо тибетского мастифа, это такие породы, как лхасо-апсо, ши-тцу, тибетский терьер и пекинес. Более того, исследователи берут на себя смелость утверждать, что представители трех четвертей всех ныне существующих пород произошли от одной волчьей семьи! Что ж, не буду скрывать, что мне, как искреннему приверженцу тибетской версии происхождения собак, такие выводы приятны, и, конечно, я с удовольствием буду их поддерживать.

История
Первая достоверная запись о тибетских мастифах датирована 1121 г. до н. э., когда кобель по кличке Нгау был подарен китайскому императору У. Эта собака четырех футов высотой (один китайский фут равен 37,5 см) была натаскана на охоту на людей «с цветной кожей». Это говорит об их высоком чутье и первоначальном применении для охоты.
тибетский мастифПроникновение собак из Тибета в Европу было неоднократным – наиболее массово это происходило во время войн и набегов. Самый известный факт – это подарок индийского царя Софита, который он сделал воинам Александра Македонского: 150 собак «необыкновенной величины и силы, которые могли вдвоем разорвать льва». В Индии по сей день живут потомки тех славных собак. Возможно, в средние века немецкие рыцари привозили из крестовых походов собак, которые дали начало таким породам, как леонбергер и ховаварт.

Несомненно, что тибетские доги «приняли участие» и в нашествии Чингисхана. По оценкам китайских ученых, вместе с монгольскими войсками шло около 30 000 собак, которые, по их мнению, сыграли немалую роль в победах великого хана в его Западном походе. Отечественный зоолог Л. П. Сабанеев (1844–1898 гг.) говорит о «брудастых гончих», которые шли с войсками татаро-монгол. Вот как он их описывает: «Они имеют вислые уши, сравнительно короткую шерсть, окрас большей частью черный в подпалинах...» Сабанеев называет их гончими в соответствии с прямым их предназначением – гнать зверя (охоту монголов того времени прекрасно описывает Марко Поло). Как известно, охота служила большим подспорьем монголам во время их длительных походов. Часть этих собак осталась на завоеванных землях, дав начало новым породам и отродьям. В XIII веке стаю подобных гончих привез, возвращаясь из крестового похода, Людовик IX (Святой). В Монголии эти собаки сохранились до наших дней и сейчас известны под такими названиями, как монгольская овчарка или монгольский мастиф (США). Но что это, как не тибетский мастиф? Можно, конечно, уйти в дискуссию, что первично – яйцо или курица. Но для процветания породы в целом правильнее признать монгольских собак не отдельной породой, а неотъемлемой частью тибетских мастифов. Конечно, можно приводить разные доводы, но все они, к сожалению, по большей части несостоятельны, когда речь идет о Востоке – таком большом, но в то же время едином! Но это тема для отдельного разговора. Таким образом, влияние тибетского мастифа на породообразование в европейских странах было, по всей вероятности, очень велико.
тибетский мастифАреал обитания тибетского дога еще сто лет назад был огромен: помимо самого Тибета и части Китая, эти собаки были традиционны для Монголии, Бурятии, Тувы, Казахстана, Индии, Непала, республик Средней Азии; отдельные анклавы встречались в Сибири и даже во Вьетнаме. Справедливо ли тогда называть его тибетским? Конечно, да! Несомненно, место его происхождения – горные районы Тибета. Именно поэтому там встречались более крупные и типичные собаки, которые смогли сохранить свою чистоту благодаря практически полной изоляции и трепетному отношению к ним тибетцев.
Первым европейцем, описавшим тибетских мастифов как «столь же высоких, как ослы, с голосом таким же мощным, как у льва», стал Марко Поло, который отправился в Азию в 1271 г. Более поздние описания относятся уже к 1800 гг. и принадлежат англичанину Сэмюэлю Турперу. В статье о своем путешествии на Тибет он описывал тибетского дога как собаку, достаточно большую, чтобы бороться со львом, при условии, что храбрость собаки будет соответствовать его размерам. Первым «официальным» тибетским мастифом, который достиг западных берегов, стал кобель, посланный лордом Хардингом (вице-королем Индии) королеве Виктории в 1847 г. Позднее, в 1880-х гг., Эдуард VII (тогда принц Уэльский) привез в Англию двух собак. Первый признанный помет тибетских мастифов родился в 1898 г. в берлинском зоопарке.
Но все попытки адаптации породы в Европе не увенчались успехом – по неизвестным причинам все молодые собаки в пометах погибали. Вот что в связи с этим пишет в 1897 г. швейцарский исследователь, посвятивший целый трактат тибетскому сторожевому псу:
«Вдали от родных мест эти благородные бестии быстро вырождаются. Экземпляры, вывезенные в Европу, которых мы можем увидеть в зоопарках, очень грустные животные и не показывают своего дикого нрава. Вырождение, прежде всего, относится к перемене климата. Два экземпляра, привезенных в Лондон доктором Уолиш и выставляемых в зоопарке, сдохли, несмотря на прекрасный уход и нужное питание».
Особенности породы
Описание этой породы можно найти и в воспоминаниях нашего соотечественника Ю. Н. Рериха. Вот что он пишет в книге «По тропам Срединной Азии» (1925–1929 гг.): «Во время визита судьи произошел эпизод, развеселивший наших людей. Чтобы не пугать китайцев, своего тибетского мастифа Тумбала мы отвели в сад и привязали его там к дереву. Вдруг тишину взорвал отчаянный вопль, за которым последовало стремительное топанье. Оказывается, разорвав цепь, пес медленно направился ко входу в дом. Полицейские, испугавшись его вида, убежали. Судья, потеряв самообладание, вскочил на стул, на котором сидел, и уже приготовился прыгнуть на стол, где был приготовлен чай. Не сразу мы смогли убедить испуганного человека, что в нашем присутствии собака не опасна». Также Ю. Н. Рерих пишет: «Они (тибетские мастифы), как известно, нападают на волков; и я сам знал одну собаку, которая успешно боролась со снежным леопардом».
На Тибете придавали большое значение тональности лая собаки. Ценными считались собаки с глухим, глубоким голосом, для этого собак даже поили теплым молоком. На родине тибетов называют «До-куи», дословно – «собака, которая привязана». Название связано с тем, что собак днем привязывали возле жилища, а на ночь отпускали. С этим же связан еще один момент в отборе собак: они должны спокойно дремать днем, а ночь проводить в постоянной бдительности, охраняя животных и людей от хищников. В тибетском мастифе виден неповторимый характер, чувство территории, сдержанная агрессивность к людям, умение убедить чужих лаем, дабы не переходили границу, и отвага, чтобы одолеть врага.
На родине тибетским мастифам надевают массивные ошейники из волос яка, окрашенные в пурпурный цвет, которые придают им более важный и серьезный вид. Шерсть тибетского мастифа является его отличительной чертой. Длинный остевой волос и густой подшерсток необходимы, чтобы комфортно чувствовать себя на снегу, на льдах и на пронизывающих ветрах высокогорья. На шее и плечах шерсть образует шикарную гриву, которая придает собакам сходство со львом.
тибетский мастифСчитается, что в окрасе тибетского мастифа заложен магический смысл: белое пятно на груди – признак храброго сердца, светлые пятнышки над глазами – это еще одна пара глаз, позволяющих тибету заглянуть в душу человека, увидеть его хорошие или дурные мысли. Создается впечатление, что он никогда не спит. Зороастрийцы верили в то, что душа умершего может быть украдена демонами. Защитить его могла только «четырехглазая» собака. Считалось, что такие собаки могут видеть смерть, и с этим был связан ритуал сагдид (осматривание собакой), когда она своим взглядом прогоняла от мертвого тела демона трупной скверны. Тибетский мастиф обладает молниеносной реакцией и из дремлющего состояния может перейти к атаке или преследованию.
Любовь тибета к детям легендарна. Если в семье есть дети, можно не волноваться – он станет для них прекрасной нянькой и компаньоном в играх. Грозный охранник, он безропотно будет переносить все шалости малышей. К домашним животным тибеты не просто лояльны, скорей всего, они просто искренне любят их, проявляя неустанную заботу и внимание. Особую симпатию они питают к кошкам. Временами, наблюдая за их поведением, создается впечатление, что кошка – это не ваше домашнее животное, а скорей, питомец, которого завела для себя собака.
Собаки этой породы тонко чувствуют характер и настроение хозяев и никогда не будут навязчивыми. С появлением в вашей жизни этой необыкновенной собаки приходит ощущение надежности, уверенности и гармонии. Тибетский мастиф дает своему владельцу чувство защищенности и спокойствия, которое зачастую не могут дать ни оружие, ни высокие заборы.

Вячеслав Комов
 

Советуем посетить